Так бывает. При рождении ребенка целуют сразу семь муз. Он рождается необычным. Один на тысячу. На десять тысяч. На сто тысяч. Не такой, как все.
Светлана родилась в рубашке. В служебной командировке. Когда падал ровный октябрьский снег. Весь роддом сбежался глядеть на редкое явление. Такого в Орджоникидзе раньше не случалось. Мать отдала счастливую рубашку какой-то чеченке, которая выпросила ее при рождении. Таким образом, на Кавказе у Светланы есть кровный брат, которого она никогда не видела. Может быть, поэтому у нее отсутствует чувство страха.
Детство было сложным. Как переходящий приз неприхотливый жизнерадостный ребенок попадает из одних рук в другие. Из Орджоникидзе в Сибирь в Курганскую область. Затем к родителям в город Каспийск. Обратно в Сибирь. И, наконец, в Балашиху, когда отец Светланы становится редактором газеты «Знамя коммунизма», а будущая сказочница идет в школу.
Воспитание? Единства и борьбы противоположностей. На экране дагестанского телевидения – национальные танцы. Кавказская кухня. Легенды. Тосты. Теплое Каспийское море. «Ласковый Каспий» - называет она его потом в сказках «Рысь» и «Лунная радуга». Садик, где воспитатели безумно любят улыбающегося как солнышко ребенка с огромными синими глазами. Балетная школа. Интеллигентное изысканное обращение. Мама певица, музыкант. Отец – открывает дагестанское телевидение, работает в Дагестанской правде, правит Расула Гамзатова. Потом – деревня. Крепкие русские избы. В душу врастает любовь к запахам сенокосов. Первоцветов на троицу. Убранной пшеницы. Меда на пасеке. Парного молока от кареглазой коровы. К лесу. К полю. К людям и их послевоенным горьким судьбам. Но главное, к рассказам бабушки Валентины о волках и древних преданиях, о силе русского языка и русского слова, о подвигах деда Петра на войне. Бабушка рассказывает ей не сказки. Она читает роман-газеты, в которых - Нагибин, Айтматов, Распутин... За несколько лет, проведенных в сибирской деревне, в Светлане формируется какой-то свой внутренний несгибаемый стержень, гордость за свое происхождение, за свое Отечество. Такие сказки, как «Секрет жизни» или «Волшебная книга» вытекают именно из ее деревенского детства. Еда? Тюря. Вода кипяченая с крошками хлеба и лука. Одежда? Валенки, фуфайка с чужого плеча. Желания? Только слушать, жадно слушать и воспринимать сказанное. Очень легкий характер, отсутствие напрочь чувства жадности, и неприхотливость во всем мгновенно делало ее любимицей всех окружающих.
Дальнейший путь можно проследить по листкам бумаги, как по следам, оставленным судьбою. С этим ребенком никогда не было проблем. Она умела сама себя занять. С 1 по 10 класс - 23 школа Балашихи. Музыкальная школа-студия в д/к «Машиностроитель». Кружки: танцев, литературного письма, географии, краеведения, театральный, резьбы по дереву, мягкой игрушки. Любимые занятия – коньки, велосипед, лыжи, походы за грибами и ягодами в ближайший лес. Самое любимое с подругами – чтение стихов, собранных из разных поэтических сборников, на старой березе у леса. Там теперь выстроился новый микрорайон. Редактор и автор веселых стенгазет после школьного дежурства, в которых появляются добрые веселые карикатуры на всех нарушителей, на всех одноклассников и даже учителей – Светлана также активно учувствует во всех конкурсах, «Зарницах», КВН, карнавалах и концертах, проводимых в школе. Лариса Ивановна Шестакова – не первая, но лучшая учительница, которая занималась со Светланой по-особому, при каждом удобном случае позволяя ей раскрыть себя, подняться на ступеньку выше. Это было настоящей наградой судьбы.
Она не вывешивает свои грамоты и дипломы на стенах в рамочках. Она их хранит в толстых папках. Первые шаги – многочисленные благодарности родителям за воспитание дочери и надписи на почетных бумагах с печатями, в которых объединены, казалось бы, несовместимые понятия: «За активное участие в жизни отряда, художественной самодеятельности, в хоре, за первое место в конкурсе чтецов, кружке умелые руки и примерное поведение». Но насчет примерного поведения – учителя лукавили. Озорное существо могло запросто проехать по перилам, дернуть кого-нибудь за косу или насыпать снега за воротник обнаглевшему мальчишке! Она лучше всех играет в классики, дальше всех прыгает через лужи, больше всех отжимается и с удовольствием ныряет со спины, делает сальто и залезает до потолка в спортзале по канату.
А потом в училище – доска почета, на грамотах и дипломах примерно такие же записи: «За активное участие в общественных и комсомольских делах училища, за отличные успехи в учебе и производственной практике, за 1 место в общеучилищном конкурсе чтецов».
Почему училище, а не институт? Так судьба распорядилась. И, наверное, сделала правильно. В 13 лет девочка написала стихотворение, посвященное друзьям из Вьетнама. Профессор Пьхеньянского университета Бао и его брат Тяо, которые приехали в Москву, плакали, когда читали:
«Смотрю я на карту
и думаю:
Как тесен людской океан.
В одном сантиметре Колумбия.
В другом - уместился Вьетнам.
Все так хорошо умещаются
В цветной колыбели людской.
Зачем кто-то снова старается
Границы нарушить покой?
На карте не видно страдания.
Не видно огромных потерь.
Не слышно осколков визжания.
Не слышно, где плачут теперь.
На карте не обозначено,
Где
танками взрыта земля,
Где
пламенем поле охвачено,
Где
кровью умыта заря…
Но Счастье,
Свобода,
Надежда
Не покорятся врагам!
Хочу, чтобы жил, как и прежде
В Своем сантиметре Вьетнам!»
Стихотворение было напечатано во Вьетнаме, имело необычайно большой успех. А потом гораздо позже, у нас в Пушкино, в газете «Маяк» 22 мая 1979 года. Это была первая публикация. За ней хлынули другие. Сначала маленькие заметки, стихи о первой любви. И, наконец, серьезные зрелые рассказы, такие как «Взлетная полоса» или «Елка». Прошла запись первых еще робких авторских песен.
Заявка на Литинститут оказалась слишком смелой. Пятнадцатилетней девочке объяснили, что при необычайных способностях у нее еще мало жизненного опыта и дали отказ. После окончания школы Светлана пробует поступить в МГИМО на факультет журналистики. Непростительная и грубая ошибка. Не смотря на высокий бал аттестата, ее отсеяли сразу на медкомиссии, предъявив претензию, что нашли какие-то мифические шумы в сердце. В МГИМО тогда поступали только дети космонавтов или дипломатов. И от случайных желающих избавлялись, не доводя дело до экзаменов.
А так как во всех вузах первый экзамен уже прошел, Светлана теряла год. Рассудив здраво, что за этот год можно получить какую-то полезную профессию, она отдала документы в ПТУ, чем повергла в шок и учителей и родителей, да и всех знакомых. Ведь ей пророчили великое будущее!
Мастер производственного обучения Нина Ивановна, быстро поняла, какой клад попал ей в руки. И когда другие более слабые ученицы оттачивали мастерство в выпекании булочек, Светлана взяла в руки кондитерские трубочки.
Первая зрелая награда – единогласное голосование учащихся именно за то, чтобы Светлана стала обладательницей путевки в Чехословакию, единственной на училище. Своеобразное народное признание Лидера. Из Праги тоже есть грамота, только забавная «За самый смешной прыжок в воду». Светлана всегда улыбается, когда глядит на нее.
Конкурс кондитеров «Лучший по профессии» в «Метелице» на Арбате и на фабрике им. Бабаева в 1982 году принес ей третье место. Светлана опять смеется. Она была уверена в первом месте. Да и все были уверены. Но торт состоял из конструкций, выполненных из шоколада. А сама отделка производилась в горячем цехе. И шоколадный петушок, украшавший сладкий терем, растаял и упал прямо перед оценкой жюри. Так родился рассказ «Пугало», созданный практически на документальном материале.
Однажды после производственной практики, она пришла домой очень усталая. В гости тогда ходило много курсантов из военного училища, находящегося неподалеку, потому что муж сестры был тоже курсантом, и это были его друзья. Одного из друзей звали Валерой Савицким. Да ничего такого не было. Они просто пошли гулять. Полчаса по заснеженной Балашихе решили дальнейшую судьбу. Валерий и Светлана просто подошли друг к другу, как подходят две половинки одного яблока. Он – не курит и не пьет. И она. Он – лидер по комсомольской работе в своем военном училище, она в своем кондитерском. Он – художник и прекрасно играет на гитаре, и она…
Валерий и Светлана не гуляли больше и даже не целовались. У него была невеста. У нее – жених. Никаких признаний в любви. Просто через три дня он сделал ей предложение. Сказал, что выбрал ее по расчету, как самый лучший вариант мамочки для своих будущих детей. И она согласилась. Свадьба была в банкетном зале «Светлана», теперь это казино «Старая мельница».
Через полгода оба в один день получали красные дипломы. Под марш военного оркестра курсантам махали девушки и матери, друзья и знакомые. Радостно махала мужу и Светлана. Оба были уверены, что распределение лучшего воспитанника училища либо Москва, либо Ленинград. Светлану ждала звездная карьера. Предложения одно лучше другого – на комсомольскую работу, в Кремлевский Дворец съездов, мастером производственного обучения, в кондитерские цеха лучших ресторанов Столицы. Не говоря уже об институте и писательской карьере… В общем строю самым бледным был Валерий. Он уже знал, что ему выпало распределение в Читу.
Забайкальский военный округ. Забво. В переводе на военный сленг «забудь вернуться обратно»!
И они забыли. Забыли Москву на 15 лет!
Со станции Петровский Завод, в 15 километрах от которой стояла воинская часть под номером 04156, он написал ей письмо: «Светинка! Не приезжай! Условия очень тяжелые. Жить негде. Хлеб привозят два раза в неделю. Один раз в неделю молоко…»
Светлана ответила телеграммой: «Поезд 184 Москва-Хабаровск, 8 вагон. Еду с багажом. Встречай.»
Багаж восемнадцатилетней девчушки составлял три пары сменного белья, несколько платьиц и кофточек, огромную куклу немецкой национальности, которая при перевозке время от времени для общего смеха других пассажиров кричала «мама!» (ее на прощание подарили однокурсницы) и гитару.
Та самая станция, называемая почему-то городом, Петровский завод, - это 200-300 изб с голубыми ставнями, 3-4 пятиэтажных дома, двухэтажный музей Волконской и кладбище, где похоронены декабристы.
Там через год родился их первый сын Виктор. Потом семья офицера Савицкого переехала в Читу, где появились на свет Василинка и Юрий.
Надо сказать, что Валерий не ошибся в выборе супруги. Светлана, конечно, пробовала учиться. И даже поступила на режиссерский факультет института Культуры в Улан-Уде, но из-за появления на свет Василинки, эту идею пришлось оставить.
Зато все силы она направила на воспитание троих детей. С большим трудом в условиях всеобщего дефицита приобретались книги. Мама читала их каждый день на ночь. Такие занятия дети любили больше всего на свете. Но это не освобождало их от посещения всевозможных кружков. Закаливание каждый день. Даже в сорокаградусный мороз – прогулки на свежем воздухе. Дома только босиком. И дети не болели. Ушу, бассейн, хор, хореография, музыка, посещение всевозможных музеев, театров и кино. Светлана была какой-то нестандартной женой военного. Нестандартной мамочкой. Заводной. Постоянно с детьми. То окна разрисовывают вместе красками к Новому году, то концерт для отца готовят, то снеговиков на улице лепят, то на коньках катаются, то купаются в ближайшем водоеме, ныряют, брызгаются. Каждый год – на море. Она одевалась, как пацанка. Детям одежду сама шила и вязала. Деньги уходили на книги и дорогие развивающие игрушки. Сначала конструкторы, велосипеды, коньки и лего. Домашний кукольный театр. Домик, сделанный своими руками для кукол Барби. Потом компьютеры. За время странствий Светлана ведет активную переписку со всеми родственниками, выявляет родословную. Собирает богатейший материал по княжескому происхождению по обоим линиям.
Уговорила, вернее, убедила мужа поступить в академию в Ленинград. Естественно, Валерий окончил ее с золотой медалью, одним из первых защитил диссертацию. Они шутили: «Папа уходит – дети спят, папа приходит – дети спят».
Где она работала? А где придется. Но не было ни одного дня, когда бы не работала. Почтальоном на почте, уборщицей в детском саду, няней, мойщицей бутылочек в аптеке, помощником акушера в роддоме, начальником корпункта, буфетчицей, поваром, кондитером, зав. столовой, мастером производственного обучения в ПТУ. Там же в Питере, нашла в себе силы получить высшее образование художника-графика. Перешла на новый уровень. Было иногда очень трудно. За время переездов, поменяли и отремонтировали 15 квартир, где и в каких коммуналках только не жили. Контейнеры, переезды, клопы, тараканы, мыши, крысы, вши, глисты, туалеты на улице, печки, титаны, грядки и колодцы – все это не понаслышке, а на собственном опыте. Зато какие забавные получались сказочки из серии СМЕШИЛОК – «Мышка в ванной» одна чего стоит! В ней же ни слова не придумано. Единственно, изменены имена главных героев.
Так собиралась фактура. Жизненный опыт. Живой документальный материал для будущих произведений, которые дремали внутри. Рассказ «Семь гусаров» можно понять, если представить, что по нескольку месяцев в Ленинграде семьям военных не выдавали зарплату, не позволяли снять деньги со сберегательных книжек, и Светлана пела… в метро.
А в папке с грамотами остались только документы: 12 рацпредложений по изготовлению кондитерских изделий. И рядом особый Знак «За большой вклад в развитие технического творчества г. Ленинграда», который приравнивается к Заслуженному рационализатору России. «За активное участие в общественной жизни части, а также за активное участие в смотре-конкурсе художественной самодеятельности», «За добросовестный труд»…
Судьба как-то странно играла всегда с этой семьей. Валерия оставляли в Питере. Но и Балашихинское училище требовало такого специалиста. Смешно сказать. Его продали. За компьютер. Вместе с семьей. Пообещали четырехкомнатную квартиру и… Конечно не дали. Компьютер академия тоже не получила. А семья переехала в Балашиху. Контейнер пришел на снег в двадцатиградусный мороз. Почти три года снимали частный дом в деревне «Пехра-Покровское».
Дети подрастали. Светлана год проработала учителем музыки в школе №20, куда они ходили. Опять были и хоры и хореографии. Только к ним еще добавились Польское посольство, с танцами, и изучением польского языка.
И, наконец, им дали квартиру в Москве. Три комнаты на одиннадцатом этаже. Мальчишки поступили в Военно-технический университет. И тоже учатся в нем на отлично. Девочка закончила с отличаем скорняжный техникум и поступила в институт кожи и меха.
Валерий стал полковником, КТН, доцентом, начальником кафедры.
А из Светланы хлынули сказки, как слезы. Первая серия «Сказки бабушки Балашихи» прошла в местных газетах – «Факт», «Реут». Потом ее стали перепечатывать и другие издания. Серии сказок «Экологические сказки», «Стихи в прозе» и другие появляются в газетах: «Спасение» «Природно-ресурсные ведомости» «Москва Соборная» Москва; «Табигат» Уфа; «Маяк» Вологда ; «Новая Кандапога» Карелия; «Амурская правда» г.Благовещенск; «Вечерняя Элиста» Калмыкия; «Экологический набат» г.Рязань; «Рузаевская газета» Мордовия; «Хрупкий лес» Чита; «Заповедные острова» Смоленск… Целые подборки прошли в журналах: «Лесная Россия», «Экология и жизнь», «Самые красивые женщины», «Боевое братство», «Воинское братство», «Российская торговля», «Витязь», «Игрушечка», «Трубопроводы и экология» Москва; «Золотой ключик», «Сыроежка» Липецк; «Сибирячек» Иркутск; «Литературный Башкортостан»; «Родное Приамурье» Дальний Восток.
Она активно работает и как дизайнер, и как художник. Светлана Савицкая трансформировалась постепенно от просто писателя и журналиста с гражданской позицией в общественного лидера.
20 февраля 1997 г. она награждена медалью «Маршал Советского Союза Жуков», многочисленными грамотами за активную помощь в работе организации «Русский Национальный Собор». Она является одним из самых активных членов балашихинского поэтического клуба «Русь». А после переезда в Москву, возглавляет на три года образовавшийся стихийно творческий клуб «Либра». С 1998 по2000 год работает главным художником в Социально-Деловом центре «Инициатива». Сотрудничает одновременно со многими издательствами и ведет параллельно несколько крупных проектов.
С 2000 года начинается старт стремительного писательского успеха. Автор и телеведущая передачи «Сказы Богородского уезда», которая транслировалась с 2000 по 2003 год на кабельном телевидении «Московия Восток» (всего вышло около 300 оригинальных авторских передач). «За самый высокий рейтинг ведущей» она получает Благодарственное письмо от главы города Реутова А.Н. Ходырева с занесением в трудовую книжку. Она работает консультантом дизайнером в Имидж Салоне «Вита». Сотрудничает с газетами. Преподает «Историю прически и спецрисунок».
Выходят книги: «Моя Атлантида» 1996 г. (сказки) издательство «Талицы».
«Весёлый король» Сергей Каменев (иллюстрации) Испания1997г.
«Балашихинский напев» (стихи в общем сборнике, иллюстрации) ПК «Русь» 1998г.
«Изабелла» (повесть, иллюстрации) «Фонд русской словесности» 2000г.
«Лучезарное существо» (сказки, иллюстрации) 2000 г. ФРС
«Борис Алифёров» (дизайн и тексты) 2000 г. «МИП ИИЦ».
«Исцеление души» (стихи и рисунки) 2001г.ФРС.
«Деревья» (календарь лауреата с графическими рисунками) 2001г «Природные ресурсы».
«Далекие звезды» Ольга Волохова. 2003 г. Москва Олма-Пресс (иллюстрации).
«Моим друзьям» Александр Петров (иллюстрации) 2004г. ФРС.
«300 сказок и историй Светланы
Васильевны Савицкой» (сказки, иллюстрации) 2004г. ООО «Группа Р-Медиа».
«Экологический прорыв Башкортостана» (очерки) 2004г. Изд. «Уфа».
«Рузаевка» (сказки) Мордовское книжное издательство 2004г.
«Музыка в переплете» (рассказы) Литкон-Пресс Москва 2005г.
«Светлана Савицкая. Избранное.» В нем 2 романа, 4 повести, 17 рассказов. ФРС 2005г.
«Системность наложения символов». Монография. ФРС 2005г.
«Сказки для Сергея» Повесть ФРС 2005г.
«10 лет ДЮСШ ПРИАЛИТ» (дизайн и тексты) 2005г.
« Поэмы на веселенькую тему» Александр Петров (дизайн, иллюстрации) 2005г. ФРС
«Встреча на росстани» Василий Тишков (дизайн, иллюстрации)2005г ФРС
«Зульфагар» Николай Стародымов (Дизайн, иллюстрации) ФРС
«Поцелуй ветра» Стихи. ФРС 2006г.
Член инициативной группы создания
экологической гильдии МедиаСоюза.
Член Союза писателей (Московская организация. Проза)с мая 2001 г.
С 2002 года заместитель председателя Гильдии экологической журналистики по региональным проектам.
И с того же года - серия бесплатных выставок и выступлений в детских домах, школах, галереях и клубах, домах престарелых под названием «Сказкотерапия».
Организатор и меценат конкурсов по России на лучшую «Экологическую сказку». По ее инициативе с 2000 по 2005 год такие конкурсы прошли в Московском регионе, Владимирской, Архангельской и Тульской областях, Татарстане, Башкортостане, Чувашии, Карелии, Мордовии, Дальнем Востоке, и других городах и регионах нашей Родины.
С 2003 года Главный редактор Общероссийской газеты «Молодежь Московии».
С 1997 по 2006 гг. принимала участие в разработке губернаторских программ и кандидатов в депутаты 23 раза. На местном, областном и государственном уровне. Больше двух третей компаний выиграно. В 2003 году участвовала в выборах в Госдуму ФС РФ. Выборы проиграла.( 4,5% против 54% Саблин Д.В и 12% Савицкая С.Е.)
Награждена:
Нагрудным знаком «ЗОЛОТОЕ ПЕРО РУСИ» и грамотой правительства Московской области « За большие заслуги в развитии сказочного жанра в современной литературе Подмосковья»10.10.2000г.
Дипломом Залыгина за серию экологических сказок на ВКЖ в Казани «Вся Россия 2000».
Дипломом лауреата на МЕДИАФОРУМЕ в Санкт-Питербурге 2001 г. Там же обладательница приза зрительских симпатий.
Диплом лауреата ВКЖ к Сызране 2002г.
В
2002м году Всероссийский конкурс экологов в Москве четырежды отметил творчество.
Один из учредителей конкурса ОАО ГМК «Норильск Никель» присудил два диплома «За высокое художественное
мастерство».
2002 решением Оргкомитета Агентства РАСИ член Союза Писателей и член «МедиаСоюза» Светлана Васильевна Савицкая введена в число жюри. Является учредителем номинации «Экологическая сказка». А также приглашена членом жюри на Международный конкурс «Зелена планета» по отделениям прозы и поэзии.
2003 г. – обладатель Диплома «Серебряные лавры Питера» в конкурсе «Петербург. Возрождение мечты» и «Берестяной грамоты мецената» за проведение номинации «Сказка» в РФ.
С 24 мая 2004 года Она является
Действительным Членом-корреспондентом Международной Академии Наук экологии,
безопасности человека и природы (МАНЭБ)
2004г. Благодарственные письма от глав администраций г. Рузаевка (Мордовия), г.Балашиха, (Мос. Обл.) г. Чебоксары (Чувашия), санатория «Адонис» (где отдыхали дети из Сербии), Движения «Зеленая планета» и др. за спонсорскую поддержку в проведении Общероссийского конкурса «Экологическая сказка».
2005г. Обладатель двух сертификатов соответствия «Серебряному Бекару» Международного конкурса музыкантов «Бекар» по номинациям Лучший рассказ и Лучшее эссе. В номинации «Сказка – лучшее в мире золото» получает грамоту от Председателя Комитета по культуре Иркутской области. И Грамоту от Королевского Посольства Дании. Получает диплом Персонального лауреата от Представительства Президента в Северо-Западном федеральном округе Санкт-Петербург «За создание и публикацию уникальной книги «300 сказок и историй», талант писателя и личное обаяние»
Указом Совета Государственного Собрания
Республики Мордовия от 20 октября 2005 года награждена Почетной грамотой «За большой вклад в пропаганду достижений
Республики Мордовия в области экологии».
С 2005 года
является Генеральным учредителем Национальной литературной премии и
председателем Международного
конкурса «Золотое перо Руси». В торжественной обстановке вручается ей Именная грамота Княжеского Совета «За бережное отношение к истории Руси и
истинное княжеское благородство слова и дела».
Осенью 2005г.
Председатель Комитета Государственной Думы по экологии В.А. Грачев подписывает специальный Диплом Светлане
Савицкой «За беззаветную любовь к
родной природе, героический альтруизм, проявленный в ее защите. За высокое
художественное мастерство и истинно гражданскую позицию, выраженную в
художественных материалах о проблемах охраны окружающей природной среды и
рационального природопользования. За инициативу и спонсорскую поддержку
проведения неоднократных конкурсов «Экологическая сказка» в Московской и Ленинградской области, Башкортостане,
Чувашии, Мордовии, Карелии, Приморье. За предоставление книг «300 сказок и
историй» в дар детям, чьи родители погибли в Сербии, Чечне и Афганистане, а
также для 240 организаций,
победителей конкурса «Зеленая планета», 70-ти победителям Международного конкурса
экологического рисунка «Прошлое, настоящее и будущее» в Электростали,
Международного конкурса «Золотое Перо Руси», Международного конкурса о
музыкантах «Бекар», Всероссийского конкурса журналистов «Экология России из века
в век», конкурса «Экологическая сказка», проводимого телестудией Московия
Восток, «Сказы Богородского уезда».
С 2006 года член Ноосферной Духовно-Экологической Ассамблеи Мира.
Наиболее яркой и значимой из всех опубликованных книг, конечно, является большая книга сказок.
Вот что пишет Президент Фонда Русской Словесности Василий Тишков об этой книге:
«Не так часто взрослые
читают сказки. Для этого нужно совсем немногое – хорошая сказка. Ещё лучше –
новая сказка. Но сказочники рождаются гораздо реже поэтов, драматургов и
прозаиков. Жанр этот особый. Тут, в коротком произведении должно быть вложено
много поэзии, драмы, добротного языка и море любви к живущим на земле людям.
Когда такое случается,
это подобно солнечному ветру, открытию новой звезды в пространстве галактик. На
презентации книги Светланы Васильевны Савицкой в ЦДЛ прозвучали слова, что на
небосклоне писательской общины появилась самобытная сказочница. Сама Ирина Ракша
благословила ее на добрые начинания. «Ты – талантлива!» - написала она в
посвящении. А это много стоит. Предисловия к тяжелому красочному фолианту
написано одними из лучших писателей наших дней А.А.Трофимовым и
Л.Б.Наровчатской. Что к этому добавить?
Книгу выпустило
издательство ООО «Группа Р-Медиа». Ее делят блоки - по 20 сказок в каждом. На
разрезе – пятнадцатицветный сказочный флаг. Она оформлена автором. Полноцветная
печать делает сказки более выразительными. Акварели легки и прозрачны. Рамки,
буквицы и энды придают тексту солидность и уравновешенность. М.К.Аникеев,
заслуженный художник РСФСР явился первым наставником Светланы. Еще в школьные
годы он заявил, что не надо ей мешать. Она уже тогда казалась ему готовым
художником, а после выхода книги, он назвал её Великой женщиной России. У
Светланы дар отыскивать в простом философию жизни посредством художественного
изображения, письма, а в данном случае - современной русской сказки. Даже сами
названия этих коротких необычных историй говорят сами за себя: «Замок крылатых»,
«Звонкий смех», «Витаминизированные кильки».
Прочтя одну сказку,
другую, ты попадаешь в привычный - непривычный мир. В каждой сказке, которые
отобраны для сборника с аналогичным названием «300 сказок и историй», непременно
присутствует маленькое открытие писательницы толи в слове, толи в образе, толи в
характере времени. К сожалению, вошло далеко не все. В сборник не включены
проза, стихи и публицистика еще для пяти томов.
Зато радует
многоплановость самих сказок и широта предполагаемой читательской аудитории.
Сама Светлана поставила в первом блоке 20 сказок «Звезды в соломенной шляпе»,
названных ею лучшими, правлением союза Писателей высоко оценены так называемые
стихи в прозе «Птицы прожитых лет». Но, может быть, кому-то по душе придутся
смешилки или страшилки, сказки дальних странствий или тематические: Балашихи,
Реутова, Новокосино, Ивантеевки. Особыми блоками так же представлены
экологические, бытовые, национальные и
сказки о художниках. Практически все они уже прошли крещение огнем и
мечом переодики. Некоторые публиковались
по нескольку раз. Большинство сказок легло в основу передачи «Сказы
Богородского уезда», которую в течение трех лет транслировала реутовская
телестудия «Московия Восток». Программа имела высокий рейтинг. Большинство
сказок – чисто австорские, придуманные с нуля. Есть и выхваченные из контекста
жизненных ситуаций, баек. Светлана как губка впитывает истории, рассказанные или
присланные ей на передачу, такие как «Дракон-Зверобой», «Накомодные слоники» или
«Головешка». Их немного, но литературный дар позволяет ей пересказывать их по
своему, уводит совершенно к другому концу или началу. А это уже уровень
мастерства.
В литературу она
пришла уже сложившимся мастером слова. Это, к сожалению, сейчас редкий случай.
Можно издать дюжину книг, а писателем не быть. Светлана – исключение. У нее –
свой стиль. Своя манера говорить. Порой многословно и красиво, порой жестко,
рублено и колюче, порой ласково и нежно, точно гладя словами по голове ребенка.
Но читать ее всегда вкусно. Небольшие сказки складываются порой только благодаря
находкам языковым. Думаю, это не беда, а удача.»
Все мы в меньшей степени или в большей чувствуем повороты астрального мира, когда он примеряет на нас свои проекции…
А она его видит. Она радуется его проявлениям. Поэтому она не может не писать, не петь, не рисовать, не отдавать энергию души своей. Она художник. Как написано в Библии: «и будете человеков делать», она делает лучше тех, кто пересекается с нею линиями судеб, пусть иногда лишь на месяц, на час, на миг. В ее внешности может показаться мистическим лишь то, что при вспышке фотоаппарата на снимках у нее не красные зрачки, как у всех, а белые.
Особое слово хотелось бы сказать о 10 авторской книге Светланы Савицкой. Новая книга стихов «Поцелуй ветра» напоминает скорее альбом прихотливых пейзажей, дополненных вписанными в них портретами автора. Стихи – еще одна плоскость, где раскрывается малая толика многоликой Ее. На страницах – всплески настроений: веселых, грустных, решительных… Скорее это даже не книга, а альбом, потому что каждое небольшое произведение дополняет необычная лирическая фотография, сквозь которую время от времени проступает встроенный силуэт. И, конечно, любовь, которая волнует сердцебиением боли, нежности или глубокого светлого раздумья.
Каждый лист, точно пласт земли, может несколькими мастерскими штрихами обозначить целый период жизни любого из нас просто и естественно, как не удается некоторым авторам, написавшим целые романы, повести, рассказы. Каждая страница – очарование, откровение, открытие.
В ней собраны лучшие шестьдесят стихов из пятисот, написанных за последние тридцать лет. И, надо отметить, она попала в десятку в десятой своей книжке и на этот раз!
Светлана Васильевна Савицкая. Автор романов «Зачем сгорает Феникс», «Ангел Беды», повестей «Полюби меня снова», «Необычный расклад», «Грешен! Господи!», «Изабелла», многочисленных стихов и рассказов… Красивое имя. Красивая судьба. Она начала работу над романом «Распутай время» о своих предках, которые за доблестную службу получали дворянские титулы, а потом по нескольку раз раскулачивались, ссылались на гулаги. А следующие предки уже бились за Родину, а вернее за счастье еще нерожденной сказочницы, под Москвой, Сталинградом и Курском. Внимательно заглянув в прошлое, можно понять, почему она ТАКАЯ.
Но я хочу не об этом. Самым большим достижением Светланы, на мой взгляд, являются удачные дети. Они спортивно развиты, владеют игрой на музыкальных инструментах, танцевальными навыками, прекрасно поют, но главное, не ругаются между собой, умеют слушать и слушаться. Помогают друг другу. Никаких вредных привычек в семье нет. Подрастает внук, названный в честь мужа – настоящего полковника - Валерием…В таких случаях говорят – жизнь удалась. А что дальше?
Я много раз говорила Светлане, что очень ее люблю. В высоком понимании этого слова. И это не просто слова. Душевная теплота, теплота человеческая, лучистая, дарящая счастье, появляется каждый раз, когда я даже просто думаю об этом человеке. Мы знакомы семь лет. Но, к сожалению, встречаемся редко. Я прошу ее спеть. И она поет. Нет. Она не так поет, как это делают наши деланные «звезды». Авторская песня Светланы – целый мир философии и раздумья. Есть в ней целительная сила, в которой все стихии огонь, вода, земля, ветер – переплетены словами воедино. Как заметил скульптор Григорий Потоцкий, «когда она поет, будто сердца целуются». Меня всегда потрясает, что она очень молодо выглядит. Это всех потрясает. Я спросила ее, на сколько лет она себя чувствует. И удивилась ответу: «Мне кажется, я прожила тысячу лет, или тысячу жизней» - ответила сказочница.
Удивительный Дар Светланы – доброта. Она помогает немыслимому количеству людей со всей России. Щедрость, неподдающаяся описанию. Для нее в жизни самое главное – словосочетание: «Светлана, нужна твоя помощь». Она кроме семьи находит средства, силы, время, чтобы помогать друзьям, давать советы, вести переписку с представителями региональных отделений гильдии, вычитывать произведения сотен авторов, поступающих на конкурс «Золотое Перо Руси». Она издает книги, использует какие-то невероятные связи и фонды, чтобы помогать всем-всем-всем. Кого просто напоит кофе, кого покормит, кому сунет сотню-другую, чтобы не умер с голоду. Она может, не раздумывая, подарить любой, даже самый лучший и дорогой предмет, понравившийся другу – редкую книгу, или кофточку, в которой сидит. О таких говорят: «последнюю рубашку отдаст с легким сердцем». Она знает, в чем нуждаются друзья или родственники и всегда заранее очень долго и с особым смаком готовит подарки. Это редкий и удивительный человек! Нечеловеческой работоспособности. Ее сестра Ольга заметила однажды, что Светлана напоминает ей ангела, у которого оторвали крылья, впрягли в телегу и бьют кнутом, погоняя, чтобы он тащил воз быстрее. Наверное, это не так. Потому что вот как раз крылья то у Светланы есть, иначе, все подумали бы, что в ее сутках 36 часов. Педантична до безобразия. На встречи всегда приходит раньше назначенного срока и никогда не забывает о мелочах. Наверное, в голове ее встроен какой-то компьютер доброты.
Ее квартира необычна, как и судьба: очень уютно уживаются в интерьере работы, выполненные хозяйкой в масле, акварели, резьба по дереву и мрамору, батики, фамильный сервиз на гжели, гобелен в размер стены ручной работы, матрешки, расписные камешки, вышивки, плетение… очень много книг. Особенно сказок. Наверное, в ее доме живут все сказки мира. А как она готовит! Я часто езжу по миру и пробую кухни разных стран. Но вкуснее ее запеченных куриц, голубцов, пирожных в виде лебедей, я еще ничего не пробовала!
Она неохотно продает свои авторские книги. Она хочет, чтобы они попали именно в те руки, которые их достойны. Этим объясняется альтруизм в распространении ее книг, приносящихся в дар Богам – Друзьям – Детям.
Чем больше она отдает, тем выше уровень того чистого источника, из которого все это берется. Наверное, в этом загадка русской души. Она многое вынесла, пережила и хлебнула по полной от завистников, явных и скрытых врагов. Она умеет защищаться. И защищать близких. Если надо – она умеет драться! Она любит по-русски. Умеет дружить. Сначала помогает, а потом выясняет, прав был ее друг или не прав. Но в тоже время тонкий механизм чувства благородства и справедливости угадывается во всех ее поступках. Она могла бы, как говорят, служить в разведке. Она по-женски умеет жалеть и сострадать. Она по-мужски держит слово. Она категорична и жестока к лицемерию, бездарности и ко всем проявлениям лжи. И в то же время как ребенок ранима и обидчива. Если кто-то теряет ее расположение – он теряет в ее лице маленькую, доверчивую фею с хрупкими крылышками. Надолго и всерьез. Она могла бы играть в кино, потому что завораживающий голос окутывает собеседника и перемещает в какой-то параллельный мир, интересно и ее говорящее лицо, и очень красивые на нем живут глаза… Она не раз тушила горящие дома, останавливала лошадей на скаку, она рожала богатырей, ткала, готовила на целые свадьбы. Перед ней отдыхает не только «некрасовская русская женщина», но и мифическая Шахеризада. Потому что Светлана не только знает тысячу сказок, но и является неуемным их источником.
Писатель Л. Б. Наровчатская так объясняет это явление и слова СКАЗКА: «С – сила; К – движение души и огня, победа мысли над смертью, над законом подлости; А – элитарность, женственность, предлог от, для: З – супермудрость, интеграл, кобра в атаке. В итоге СКАЗКА – усиленная дважды супермудрость смысла и передача ее движением души. Недаром от Светланы как бы исходит свет. Это совершенно не случайно! Ключ её стремительного успеха не только в даровании, но и в её имени. Буква В – Веда, знание, тайна. Светлана Васильевна Савицкая. СВА, ВАС, САВ. Три дублирующих сочетания. СВА на древнеславянском – имя вещей птицы, в которую время от времени превращается Бог Солнца.»
Академик А.Н. Малюта, дающий консультации правительству, подчеркнул однажды, что в сказке заложен универсальный ключ для запуска гиперкомплексной системы спасения общества во времена перемен, и сказки Светланы надо издавать миллионными тиражами.
И я не раз удивлялась ее потрясающей способности разговаривать с каждым человеком на его языке. Она может присесть на бордюрный камень рядом с бомжом, предлагая ему ватрушку, и выслушать его историю. Она может часами терпеть «возвышенный треп» начинающих и состоявшихся «гениев». Она может так же непринужденно беседовать с депутатами Государственной Думы и министрами, как с садовником или водителем автолайна. Она имеет более тридцати псевдонимов: Светлана Анисимова, Роман Зеленый, Юрий Левченко… Она может подписаться главой города, профессором, академиком, депутатом, пенсионеркой, школьником. И ей все поверят. Но под сказками и художественными произведениями ставит почти всегда свою подпись. Наверное, потому что ни один клерк, политик или служитель администрации, да и вообще никто на этой планете не сможет написать сказку так, как она. Я пробовала сделать что-то под Савицкую. Многие пробуют. Безнадежно! Выходят жалкие подделки. Нет того энергетического воздействия, снимается плоская картинка. А хочется глубины, густоты восприятия слова, сюжета, мудрости. Как это объяснить? Не знаю. Все видят сюжеты и ходят по ним. Все знают стандартный набор слов. Но не каждому дано подать произведение правильно. У всех в доме есть мука, сахар, яйца. Но как ни бейся – умение готовить по наитию, не заглядывая в рецепты – редкий дар.
Валерий Зайцев в предисловии к одному из сборников стихов Светланы написал:
«Есть интересные поэты, писатели, художники, композиторы, певцы … Но совершенно уникален случай, когда в ней одной как в изящном сосуде соединилось столько талантов! Возможно, Бог мог разделить все это на десятки творческих людей, каждый из которых достиг бы своих высот. Любой, даже самый незначительный, факт нашей серой унылой жизни, пройдя через призму ее сердца, начинает играть всеми цветами радуги и становится тем самым «волшебным лучиком Светы», который делает каждый Божий день праздником для всех людей, ее окружающих. Он может стать картиной, дружеским шаржем, гобеленом, расписным фарфором, сказкой, повестью, романом, песней или просто очаровательной улыбкой, согревающей самую черствую душу.»
А вот что написал поэт Петров: «О ней говорить труднее всего. Не потому что
это чуть ли не единственная женщина в спектре творческих людей, что являются
бардами, хотя ее творчеству не чужда чисто мужская философия птицы Гамаюн. То
чарующие высокие, то глубокие нежные звуки ее голоса окрыляют надолго. Ее
выступления названы сеансами «сказкотерапии». И если вам удастся понять
откровение зарождающегося начала, вы временно заснёте, а потом улетите вместе с
нею, как летал маленький принц Экзюпери без крыльев».
«СКАЗОЧНИКИ - ЭТО ЗВЕЗДЫ, ПРЕВРАТИВШИЕСЯ В
ЛЮДЕЙ – считает известный писатель Александр Трофимов, - А звезды могут выбрать место, где им
родиться, потому что они могут превратиться в человека только раз в жизни…
Светлана – художник, чьи прекрасные деревья и сказки живут в своем прекрасном чудном мире, разрешая лучшим из людей понимать свои мысли. Этот ДАР дан небесами, а они никогда не объяснят людям, для чего они делают так, а не иначе, почему одному ребенку с лучезарными глазами они подарили столько талантов, которых, если бы разделить, хватило бы на всю страну».
Ее любят животные и садятся на ладони бабочки. Она легко разбирается в том, как солить семгу. Она часами может рассказывать о ста пятидесяти видов цветов, которые растут на ее даче, как принимать роды, как вязать салфетки, составлять дизайн-макет журнала… Она располагает к себе, позволяет раскрыться, рассказать что-то свое, потаенное, находит общий язык с ребенком и стариком, заключенным в Можайской тюрьме и мэром города, становясь сразу самым близким и любимым другом для каждого. Она каким-то чутьем угадывает в ситуации самое главное – изначальный смысл.
В нашей стране, как и во всем мире очень мало настоящих сказочников. Их можно перечесть по пальцам одной руки. Не одна я заметила, что язык Светланы так же поэтичен, как у Экзюпери, такой же образный, как у Андерсена, так же мудр, как у Арины Родионовны, няни Пушкина. Для меня Светлана Савицкая – это первая сказочница Королевства, в котором живут наши сны. Первая волшебница, потому что предметы, которые подарила мне она, оберегают, как добрые ангелы, помогают исполнять желания. И так происходит с каждым.
Хотелось бы отдельно сказать о книге «Сказки для Сергея». Она рождалась на моих глазах. Светлана писала сказки для ДВ, потом денег на ее издание ДВ не нашло. Но она не бросила работу, она издала ее здесь. Целые сутки была усеяна вырезками писем от Сергея Хохрякова ее квартира. Происходила сборка. В повесть вошли 25 сказок Светланы. Она даже не обиделась, а развеселилась, когда Сергея назвали в одной из дальневосточных газет «Приморским Экзюпери». Ошибка была в том, что сказки были не Сергея, а для Сергея. Сергей того стоит. Он очень интересный человек. Жюри единогласно подписало его на Гран-при «Золотого Пера».
«Сказки для Сергея" есть элитные зерна, из которых и прорастет будущность России. Как бы это не выглядело наивным. Светлана Савицкая и ее друг Сергей, конечно, люди не нашего обездоленного времени. Они вообще вне времени. Как вне времени добро и Бог».- напишет позже академик, скульптор Григорий Потоцкий.
Анна Гаганова смотрит на эту повесть несколько иначе: «Очень интересно в книге проявляет себя
категория времени. Письма Светланы и Сергея, которые они пишут по интернету друг
другу, это их настоящее. Это события, протекающие вокруг них и с ними. При этом
вектор разговора Светланы и Сергея направлен в будущее - каким будет Россия
завтра, как буду жить ее регионы? А вот эпизоды из истории Приморского края
переносят нас в далекое прошлое, известное нам лишь по небольшим отголоскам,
зафиксированным в научной этнографической литературе. И, пожалуй, самое
необычное проявление временной категории – это сказки Светланы, вплетенные в
канву повествования. Они существуют как бы вне времени, хотя, безусловно,
отталкиваются от вполне реальных событий, фактов, людей».
"Остров Петрова - уникальное место на земле. Он допускает к себе не всех." - эти слова из книги "Сказки для Сергея" западают в память сразу. Поскольку и сама книга построена таким образом, что не каждого допускает до себя. Наверное, надо быть особой души человеком, чтобы книга эта раскрылась перед вами во всю свою ширь. И тогда мы видим, что мир, окружающий нас, и впрямь прекрасен и удивителен. Да и мы сами прекрасны и удивительны..." – говорит о книге Ефим Гаммер, писатель из Иерусалима.
«Тонко оттененные задушевными сказками Светланы письма Охраняющего Сказку и Волшебницы раскрывают нам огромный жизненный мир наших современников. Смею заверить, мир этот настолько богат, многогранен и интересен, что в моей палатке и у моего костра всегда найдется место и для Волшебницы-Сказочницы и для Охраняющего Сказку. Удачи вам, Светлана и Сергей.» - пишет Юрий Дмитриев из Карелии – умножающий печаль. Директор Академии Социальной безопасности. Автор Книги памяти 37-38 гг репрессий.
Отзывы пришли на книгу со всех регионов. Я просто дала маленькие штрихи к портрету.
Но и опять же, он был бы неполным, если бы я не продолжила рассказывать о ней. Эта неугомонна особа еще и учится. Заканчивает второй курс юридического. Многие завопили – да купи ты диплом и вся недолга! Нет же. Ей надо снова и снова повышать образование. По философии читает уже пятнадцатую книгу. Ну и конечно, ее диссертация просто ошеломляет. Удивляет объем знаний. Очень доходчиво ее литературное изложение в монографии «Системность наложения символов». Книжеца очень маленькая, удобноперевариваемая. Читается за полчаса. В ней более 200 рисунков и фотографий. Казалось бы, она о символах. Ан нет. Она вообще о жизни, о том самом вопросе, который каждый задавал себе тысячу раз. Интересны выводы о русской матрешке, о лабиринтах, о загробном мире. Потрясающее исследование. Простое с одной стороны, как коробок спичек. С другой – многогранное. Книга – только штрихи, малые срезы огромных айсбергов, таких, как Масссонская философия, Тайная доктрина Блаватской, Библия, Коран, Бхагаватгита. Только намеки, развернув каждый из которых можно уходить куда угодно в высоту, ширину и глубину, вправо, влево… Много неожиданных опытов и выводов.
Светлана – безнадежный философ. Иногда при разговоре, я чувствую, что теряю ее. Она уже далеко. Мне становится обидно и досадно. Я возмущенно вскрикиваю: «Ты же меня не слышишь!» Но она все повторяет слово в слово. А потом все-таки признается, что в это время, пока я ей что-то говорила, она написала новую сказку. Мозг у нее многомерный, что ли. Зато иногда удается поймать ее на живца(о счастье!). Тогда все ее составляющие сущности(а их с десяток, не меньше!) концентрируются у кончиков глаз. В восхищенном вихре объединяются в один взгляд. Они улыбаются, переливаются, искрятся и резвятся от услышанной свеженькой истории. Вот тогда она действительно прекрасна!
А дома ждут ее нормальные мирские дела и хлопоты: ягоды для компота, стирка любимых вещей для любимых людей, диван у телевизора, который Светлана ласково называет «Диванти», а еще написанные и ненаписанные романы, повести, стихи, песни, рассказы, сценарии к фильмам и клипам, загрунтованные холсты для новых работ.
Маргарита Шанто
( Искусствовед и просто подруга Светланы)
Знакомство с творчеством Светланы Васильевны Савицкой